Сборник прозы Юрия Мирошниченко «Непридуманные рассказы и сказки» («Сибирская горница», Новосибирск, 2017) - настоящий нон-фикшн, то есть не вымышленный, а документальный и реальный снимок жизни. Автор так достоверно воссоздает атмосферу взаимоотношения людей, что захватывает и тебя, словно их участника. Жизнь!
Один рассказ по теме соответствует современному моменту: «Выборы в Верховный Совет РСФСР V созыва в марте 1959 года». Прекрасный репортаж «из глубинки». Мне он напомнил середину 50-ых прошедшего столетия.
В нашем тихом степном Петропавловске, в Северном Казахстане появилось много нищих мужчин. Это освобожденные из лагерей зэки через всю Сибирь добирались домой в европейскую часть России,
Однажды мы, трое младших, с мамой завтракали. В дом вошел не старый еще мужчина и попросил милостыню, «Покушайте с нами супа, – предложила ему мама, тарелки только нет», С посудой тогда были сложности, не купишь. Она взяла в руки какую-то плошку и вопросительно посмотрела на него, дескать, налить супа? «Нет, не надо, – не понравилась ему посудинка, – дайте лучше кусочек хлеба». Взял хлеб и пошел дальше, к следующему дому.
В рассказе Ю. Мирошниченко освобожденные зэки остались на обжитой местности, сохранилось название – Сиблаг. Здание администрации лагеря превратилось в детскую поликлинику, а бывшие «сидельцы» остались в прежних бараках, но как свободные граждане. Те, кому бараков не хватило, вырыли землянки в насыпи, покоторой поезд возил заключенных на работу в шахту. Получилась целая улица Коперная, обнаружить ее можно было только по трубам от печей, они как столбики торчали по верху насыпи. Но не каждый мог сообразить, что дома этой улицы внизу.
Выборы шли в обычном темпе, в пять часов тревогу забил председатель избиркома Г.Ф. Астанин, мол, сиблоговцы не проголосовали, а в восемь здесь уже будет городская комиссия. Автор, 17-летний комсомольский секретарь и член избиркома, услышал приказ: «чтобы через час все бюллетени были здесь». Рассказчик взял урну для голосования, окликнул комсомольца; и они рванули в сумерки на коне, запряженном в сани.
Они битый час ездили по крышам землянок, искали жилье и не находили, слышали голоса, гармошку, пение, а не могли понять: откуда?
Наконец осознали оплошность: снизу. Оставили коня наверху с урной в руках опустились с насыпи, вошли в первую дверь.
Не зря, наверное, говорится, что русские сплачиваются в беде или нищете. Дальнейшее развитие сюжета – голосование и народное гулянье – эту истину подтверждает.
«Веселье было в самой разгаре. За столом сидела самая разношерстая компания. Мужики, бабы, даже дети. Кто-то играл на гармошке. В центре посреди комнаты отплясывал какой-то малый в майке и весь в татуировках. На припечке стоял деревянный лагушок, откуда черпали стеклянной банкой брагу.
– Че надо? – выглянула из-за печи какая-то физиономия, по-видимому, хозяйка, – Кто такие?
И очень обрадовалась – почему непонятно – узнав, что мы агитаторы. Как будто только нас и ждали,
– Агитаторы, а у нас все документы в порядке.
Музыка прекратилась, гости успокоились, попритихли, расползлись по углам. Кто-то ушел в соседние комнаты. Все слушали разговор.
– Агитаторы! – повторил я твердо, нажимая на слово. – Вы знаете, что сегодня выборы в Верховный Совет? – и почему-то добавил, – пятого созыва.
– Пятого? – как бы сомневаясь протянула хозяйка.
Не знаю почему, но олово «пятого» произвело на всех сильное впечатление.»
Первый избиратель заартачился было, но мать уговорила его проголосовать. Продолжаем цитату:
«– Ну все, все, успокоился. Вот твой паспорт.
Я взял паспорт, заполнил бюллетень и отдал парню. Тот расписался и сбросил его в урну.
– Ну а теперь за стол! – пригласила старуха.– Нет, так просто мы вас не выпустим, мы не договаривались. Эй вы! – закричала она, обращаясь ко всем присутствующим. – Подъем, агитаторы пришли!
И вдруг из разных комнат, из разных углов стали, как тараканы, выползать какие-то люди. Да много, я даже не знаю, как они там помещались. К ним присоединились другие, спавшие тут же на лавках, за столом.
– Откуда вы, гости дорогие? – кричали голоса.
– Вы почему голосовать не идете? – напустился на них мой комсомолец. – Вы знаете сколько времени?
– Знаем, – закричали голоса. – Шесть часов! А мы вас ждем!
– Сбегай за соседями, – сказала хозяйка сыну.
Стали разливать бражку из лагушка. И нам с комсомольцем тоже налили стеклянные полулитровые банки.
Все стали поудобней рассаживаться за столом, шутя и смеясь. Они напоминали участников большой рыбалки, когда люди вечером собираются у костра отведать ухи из казана. Сразу воцарилась атмосфера дружбы и любви.
Пришли соседи. И им налили.
– Вы паспорта принесли? – спросили их.
– Да все нормально, не волнуйтесь.
– За нашу счастливую родину! – закричала старуха.
Все чокнулись. Выпили. Закричали «Ура!» Мы с комсомольцем, для блезиру тоже пригубили.
– Не-не! Так не пойдет! – запротестовали вокруг.
– Мы вас ждем-ждем, я и поспать, и отдохнуть успела, а вы даже выпить не хотите с нами. Мы что – не люди? Мы такие же люди – избиратели.
– Ну что делать? – оказал я комсомольцу. – Давай, Валера, где наша не пропадала!»
Так же их встречали во всех остальных землянках. Когда они уезжали, за ними пустился бежать мужик в тапочках и майке: проспал голосование, хотел бросить свой бюллетень в урну, чтобы как все.
Вернуться успели раньше приезда городской комиссии, но в метель (сани дважды опрокидывались) потеряли урну. Гриша был «настоящий мужик». Он переспросил ребят, 100 процентов проголосовали, дескать, не откажутся, если будет проверка? Получил подтверждение и заставил собравших агитаторов расписаться за сиблаговцев в чистых бюллетенях. История закончилась тем, что городская комиссия не обнаружила никаких нарушений. Все бюллетени были признаны действительными».
Завершается рассказ размышлениями автора: «…Сильнее всего мне запомнились люди той далекой, ушедшей эпохи. Это было действительно единение всех со всеми. Это был праздник души, если хотите. Мне и сейчас приятно вспомнить тот дух общения, который был при голосовании, их надежды на что-то хорошее и доброе. Они снискали у меня глубокое уважении своей искренностью и простотой».
Такое же теплое, доброе впечатление остаётся о сиблаговцах и у читателя.
Непроизвольно всплывает вопрос – почему же сейчас нет такого «единения всех со всеми»?
Четверть века, как распался Советский Союз, народ хлебнул лиха. Так чего же левые «кочевряжатся»? Этот рассказ Юрия Мирошниченко подсказывает, что у народа надо учиться духу общности и единения.
Современная проза звучит в унисон с размышлениями политиков и экономистов.
Tags: ПублицистикаProject: MolokoAuthor: Ляшева Р.