Люди дела
РМП - палочка-выручалочка для города
С Сергеем Борисовичем Покровским общаться оказалось легко. Жизнерадостная энергия – пожалуй, обычное его состояние. Смущался лишь поначалу – мол, таких, как он, на «Акроне» сотни. Но сказано придти на интервью, да ещё свою медаль принести – исполнил.
- За что наградили? – спрашиваю.
- Наверно, руководство посчитало, что заслужил, - отвечает, улыбаясь.
О себе он рассказывает просто, коротко отвечая на вопросы. Закончил в 1975 году профессионально-техническое училище №13, оно было создано специально, чтобы готовить кадры для «Акрона», тогда ещё «Азота» - аппаратчиков, КИПовцев, слесарей. Получил специальность электромонтёра по обслуживанию электрооборудования. Год отработал на «Акроне», ушёл в армию и, отслужив, снова вернулся на предприятие.
- Был период, когда уходил с «Акрона», года на три, в 90-х, во время перестройки, но снова вернулся и работаю здесь до сих пор, в общем уже 40 лет получается, - кратко завершает он свою биографию.
А вот о своём ремонтно-механическом производстве Сергей Борисович рассказывает пространнее. Производство большое, включает три цеха: механо-сборочный, инструментальный и котельную. Объёмы работ выполняются большие, потому что ремонты оборудования в цехах «Акрона» - дело обычное. Вот какой-то цех останавливается на ремонт, и механикам предстоит что-то поменять в оборудовании, отремонтировать или изготовить новые детали. Теплообменники, редукторы, задвижки, клапаны, поршни. Даже трубопроводы, катая обичайки, тут могут привести в порядок.
Стоит отметить, что РМП «Акрона» ещё и своеобразная палочка-выручалочка для городских промышленных предприятий. Учитывая, что со станкостроением в стране есть проблемы и не каждый завод имеет своих станочников, к акроновским мастерам часто обращаются за помощью в ремонте деталей для оборудования. Здесь выполняли заказы для «Сплава», мясокомбината, других производств.
«Нельзя рот разевать»
Сергей Борисович – электрик. Вместе с бригадой из шести человек он обслуживает подстанции, сварочное оборудование и более сотни электрических станков, находящихся в ремонтно-механическом производстве, - токарные, фрезерные, расточные, карусельные.
- Сложное оборудование в цехе? – задаю вопрос.
- В общем-то, да, - отвечает он. - Сейчас много электроники пичкают, приходится иногда напрягать мозги. Старое оборудование попроще, новое сложнее, есть станки с программным обеспечением. Но это удобно, оператор программу задаёт, станок сам работает.
- Работа у вашего подразделения важная?
- Конечно, потому что если встал станок, не будет продукции, а не будет продукции – на «Акроне» будут проблемы. Цепочка, всё взаимосвязано.
- Вы - бригадир?
- Как таковой должности бригадира нет, но по возрасту я самый старший, поэтому получается, что так, - смеётся мой собеседник. – Бывало, замещал мастера в его отсутствие.
- Так вы незаменимый человек у себя в цехе?
- Незаменимых людей нет, - мой вопрос веселит Сергея Покровского, он снова смеётся, а потом говорит серьёзно. - Я себя незаменимым не считаю. Если меня не будет, оборудование не встанет, а если бригады не будет – тогда проблема.
- Работа электрика опасная?
- Это работа на внимание. Нельзя рот разевать, - говорит он. - Можно попасть под напряжение, и последствия могут быть разные. Просто отбросит, или ожог можно получить, или смертельный исход – вариантов не много. В этой специальности, как у минёров, надо избегать спешки.
Покровский вспомнил случай, который произошёл с ним, когда он только начинал работать на «Акроне». Нужно было определить, почему на подстанции не срабатывает автоматическое включение. И он этот день запомнил на всю жизнь.
- Автомат был навесной, я зашёл с задней стороны. Сказал дежурному: включай напряжение. Он включил, но что-то там перекрыло, может, от пыли или засорения, и произошло короткое замыкание - вспышка и, как сварочная, очень большая дуга. Меня не ударило, но сильно обожгло, получил по глазам, по рукам. Поначалу, минут пять, вообще ничего не видел. Думал, что ослеп. Лицо обгорело. На руке вся кожа слезла. Получил ожоги, потому что находился близко, в метре, но иначе нельзя было бы проверить этот контакт. Да, шарик вспышки хороший был. Там выгорело всё. Но для меня всё обошлось. Легко отделался. А научил этот случай тому, что надо быть аккуратнее, применять средства защиты, не забываться ни при каких обстоятельствах.
Понятно, что теперь, имея сорокалетний стаж работы, опыта Сергею Борисовичу не занимать. Но он приобретался со временем. Сейчас электрик может посмеяться над тем, как вместе с неопытными молодыми коллегами, пытаясь устранить поломку станка, буквально разбирали весь агрегат на части, чтобы добраться до истинной причины. А дел-то оказывалось на пять минут, и незачем было раскурочивать станок, чтобы потом собирать его целых полдня.
Когда пришёл в цех, освоиться помогали более опытные товарищи. По словам Покровского, «была бригада продвинутых ребят», которые потом «пошли расти», получив высшее образование. И сейчас один из той команды - энергетик «Акрона», двое других – главный инженер и главный энергетик в городских организациях. Ну, а традиция передавать опыт – осталась, куда без неё.
И спец, и жнец…
Сергей Борисович Покровский – человек позитивный и надёжный. Так говорят о нём коллеги. Сам он себя называет холериком, добавляя, что хоть с характером работы это не стыкуется, но на практике уживается.
В силу своей активности и энергичности он в своё время был секретарём комсомольской организации цеха, членом комитета комсомола «Азота». Увлекался спортом – футболом, волейболом, баскетболом. Если появлялась необходимость, в том числе и производственная, - приобретал новые навыки и специальности. Он может водить автомобиль, трактор, автокран, электрокар, может отремонтировать лифт. В общем, всю жизнь чему-нибудь новому учился, как сам утверждает.
О нём в своё время писал «Новгородский комсомолец». А вот с корреспонденткой «Новгородской правды» Сергей Покровский встретился в полях. В буквальном смысле слова. Отряд «Акрона» из 30 человек, оказывая помощь подшефному совхозу «Тухомичский», должен был заготовить 120 тонн сена.
- Журналистка спросила у меня: сколько вы сможете скосить травы за смену? – вспоминает он. – Ну, так просто не объяснишь ситуацию. И я сказал ей: садитесь со мной в трактор, сделаем круг и посчитаем. Когда она со мной прокатилась, то с ужасом спросила: а как вы здесь вообще работаете? Дело в том, что в совхозе были и ровные поля, а нам достались с колдобинами. Я знал, что трактор не перевернётся, косилка не позволит, но корреспондентку за круг так укачало в кабине, где двумя руками держалась, что она еле вышла. Считать, сколько нужно времени, чтобы скосить всё поле, мы не стали. Но газета с фотографией трактора у меня до сих пор хранится.
«Так надо было поступить»
С общественной работой Сергей Борисович не расстаётся. Он председатель комитета цеховой профсоюзной организации.
- А нужны ли вообще профсоюзы? – этим вопросом, мне кажется, я Покровского даже обидела.
- А как же! Тут я с вами буду спорить, - возражает он. - Сейчас администрация стала прислушиваться к профсоюзу, относиться более лояльно. Раньше как вступали в профсоюз? Устраиваешься на работу, пишешь заявление, и ты уже член профсоюза. Но все были как бы подневольные – что решила администрация, что сказали делать, то и делали. Сейчас в профсоюз принимаем людей по желанию.
Можно вспомнить события 2009 года, когда возникли серьёзные разногласия между профсоюзной организацией предприятия и работодателем. В профсоюзной первичке ремонтно-механического производства, насчитывающего более 200 работников, тогда осталось всего лишь 9 членов профсоюза, она оказалась самой малочисленной на «Акроне». Тогда Сергею Покровскому предложили стать председателем цехкома. Почему он согласился?
- Так надо было поступить. Потому что нужно было сохранить первичку, - отвечает он. - Больше никого не было, активисты поувольнялись. И мы организацию сохранили. Сейчас в ней 102 человека, это примерно половина численности цеха. Пятьдесят процентов набрали, будем идти дальше.
- Но почему не все вступают в профсоюз?
- Есть люди пассивные. Кто-то приценивается, зачем вступать. С молодёжью начинаешь разговаривать, сразу спрашивают, а что даёт профсоюз, ищут выгоду. Их интересует материальная сторона: вот я плачу один процент взносов, а за что? Я, мол, взносы отдаю – а ничего не имею. Но как же не имеешь? А то, что прописано в коллективном договоре? Наша основная задача – защищать права работников. С другой стороны, профсоюз – не благотворительная организация, которая должна что-то давать. Есть возможность – мы поощряем, оказываем материальную поддержку. Скажу, что на многих предприятиях нет такой возможности.
Могу предположить, что Сергея Покровского, учитывая его неравнодушное отношение к своей общественной нагрузке, не затруднит объяснять интересующимся, что члены профсоюза имеют ряд льгот. Это материальная помощь при рождении ребёнка, беспроцентные ссуды, путёвки в санаторий-профилакторий, санаторно-курортное лечение, подарки к Новому году для детей, сертификат на приобретение школьных товаров для первоклассника. А что касается коллективного договора, то он гарантирует увеличение фонда оплаты труда, предусматривает различные льготы в виде выплат за стаж работы или к юбилеям и другие. И всё прописанное в коллективном договоре касается всех работников предприятия, независимо от того, члены они профсоюза или нет. Так что профсоюз, который по закону является единственным представителем в трудовых отношениях с работодателем, отстаивает интересы, как бы грубо это ни звучало, и «халявщиков» тоже, не желающих поддерживать радеющую за них организацию.
У профсоюзной первички РМП есть и свои приятные хлопоты. В цехе ввели традицию интересно поздравлять коллектив с праздниками. Для женщин к 8 Марта теперь уже ежегодно вместо обычных чаепитий организуются театральные поездки в Санкт-Петербург, а мужчин на День машиностроителя отправили на базу отдыха «Аврора». Можно позаботиться и о спортивном престиже коллектива – поддержать свои волейбольную и футбольную команды. Футболисты, кстати, выступая за цех, заняли первое место среди команд «Акрона».
В роли Дмитрия Медведева
Моё предложение почувствовать себя Дмитрием Медведевым или в роли члена правительства Сергей Покровский воспринимает, как иронию, но порассуждать о том, что волнует, не отказывается.
- Профсоюз выступал против пенсионной реформы, - говорит он. – Но если даже она очень необходима, для этого сначала надо было подготовить рабочие места, обеспечить достойную пенсию людям. Почему пенсионер работает? Потому что не прожить на пенсию. Пенсия у моего брата 10 тысяч рублей. У его жены 7 тысяч. Имея своё подсобное хозяйство, они ещё как-то могут прожить. А в городе на такую пенсию как жить? Квартплату отдал – и всё, как хочешь, так и питайся. Работают пенсионеры, потому что жизненная необходимость заставляет. Я-то без работы себя не мыслю, и буду работать, пока здоровье позволяет. Но кто-то не может по состоянию здоровья, а ему ещё придётся тянуть эти пять лет.
О Советском Союзе Сергей Борисович не ностальгирует. Но кое-что из той эпохи, по его мнению, можно было бы и оставить.
- Я больше всего пекусь о молодёжи. Надо, чтобы молодёжь была обеспечена работой и достойной зарплатой. Вот говорят, надо поднимать демографию. А как, если у молодого человека жилья нет, нормальной зарплаты нет? Он готов и двух, и трёх детей иметь, но что, по съёмным квартирам бегать? Ипотека – высокий процент и первоначальный взнос большой, не каждому по карману. Мы сыну покупали квартиру в ипотеку – продали дедовский дом. А если такой возможности нет, как 400-500 тысяч накопить? Деньги проедаются, с зарплаты смело не отложишь. Ребёнок растёт, надо одевать, обувать, за садик платить. Если заболел – лекарства дорогие, не отложишь на ипотеку. Что-то можно было бы взять из Советского Союза, хоть и говорят, что времена были застойные. Когда я из армии вернулся на «Акрон», у меня уже было гарантийное письмо, что через три года я получу квартиру. И медицина была бесплатной, спорт был бесплатный для детей. Сейчас если у родителей нет денег, чтобы отдать ребёнка в секцию, что получается? Родители на работе, ребёнок на дворе. Чему двор научит? Не у всех что-то есть в голове, и те, кто как пластилин, легко поддаются разным влияниям.
Добавлю, что Сергея Покровского как ветерана производства волнует проблема подготовки молодых кадров. О ней он сказал в разговоре с губернатором Андреем Никитиным, когда глава области вручал ему медаль. Пояснил, что раньше в Новгороде было много заводов – и «Волна», и телевизионный, и прочие, - и при каждом заводе было ГПТУ, которое готовило специалистов. Заводы создавали базу для училища и готовили для себя кадры. Сейчас этого нет. Надо возрождать подготовку кадровой базы.
Позитивный человек
- Вы счастливый человек? – спросила у Сергея Борисовича.
- Не жалуюсь. Я позитивный человек, всем доволен. Вроде, всё сложилось в жизни. Есть работа, жена, сына вырастили, сейчас внучками занимаемся.
Он рассказывает о том, что самую большую радость сейчас доставляют две его внучки. Старшая София учится в третьем классе, а малышке Виктории всего годик, и дедушка тает, когда её видит – «одна её улыбка чего стоит!». Со старшей ходит на выставки, вот «Город роботов» недавно смотрели, гуляет в парке, водит в кино. И если Софии покупает книжки, то Викторию пока балует игрушками.
Есть свой домик в деревне, в красивом месте, на берегу озера Вельё в Демянском районе. Жена уже на пенсии и живёт там летом, а глава семьи приезжает на выходные и в отпуск.
- Мечтаете о чём-нибудь?
- Даже не знаю, о чём можно мечтать, - отвечает, улыбаясь, Покровский и добавляет: - Разве о ремонте дома. Но всё никак не собраться. Надо делать второй этаж, чтобы всех размещать, семья выросла.
- Хотели бы что-то изменить в своей жизни, прожить по-другому?
- По молодости было много ошибок. Не буду говорить, всякое было. Многого можно было избежать. Но так и нужно прожить, потому что иначе ничему не научишься.
- Значит, жизнь удалась? – задаю следующий вопрос, перенимая жизнерадостную манеру собеседника.
- Считаю, что удалась. Путём проб и ошибок мы её прошли.
- Сформулируйте свой девиз по жизни.
- Как-то сложно, даже не знаю, что и сказать. Не сдаваться – вот и всё. Добиваться того, что задумал, а трудности – они всегда будут. И не унывать ни при каких обстоятельствах, вот главное.
Наталья МЕЛКОВА
Материал публикуется в рамках совместного проекта газеты «Профсоюз химиков», интернет-журнала «Портал 53» и «Новой новгородской газеты»