Найти тему

Презираемые, отверженные, прославленные и всеми любимые актеры-мимы Древнего Рима

Мимы – актеры комедийного жанра, так же называлась и римская комедия. Как и гладиаторы, они стояли на самой низшей ступени социальной лестницы, их называли «рожденными от подонков общества» и «паразитами Аполлона». И одновременно они пользовались любовью у народа и были необыкновенно популярны во всех слоях, начиная от плебса и заканчивая императорами.

Мимами становились в основном рабы и вольноотпущенники, они объединялись в труппы, называвшиеся grex, «стадо». Труппы состояли из 50-60 актеров, музыкантов и танцовщиков, они выступали на улицах или в театрах. Театральные трагедии на сцене обычно сменялись мимами, чтобы «высушить слезы радостным смехом».

Лоуренс. Вход в римский театр. Театральные представления в Древнем Риме любили не меньше, чем игры гладиаторов и гонки колесниц
Лоуренс. Вход в римский театр. Театральные представления в Древнем Риме любили не меньше, чем игры гладиаторов и гонки колесниц

В отличие от трагиков, комики выступали без масок, с ярко раскрашенными лицами и в костюмах, сшитых из множества разноцветных лоскутов. Еще одним отличием от трагедии и других жанров было участие в спектаклях женщин – актрис и танцовщиц. Некоторые из них были очень известны, как, например, Киферида, любовница Марка Антония.

Обычными сюжетами представлений были мифы и бытовые сценки – о неверных женах, хитрых рабах, мошенниках, разбойниках, солдатах, чиновниках. Все это подавалось довольно в непристойном виде, сегодня это называется «юмором ниже пояса». Но всё преподносилось с таким актерским мастерством, что зрители надрывали животы от хохота, забывая о своих повседневных заботах.

Во главе труппы стоял "директор" архимим или женщина --"директриса". Есть предположение, что мужские и женские труппы существовали отдельно и объединялись на спектаклях
Во главе труппы стоял "директор" архимим или женщина --"директриса". Есть предположение, что мужские и женские труппы существовали отдельно и объединялись на спектаклях

Для мимов не было никаких авторитетов, они могли представить Юпитера жалким старикашкой в лохмотьях и с суковатой палкой. Понятными для всех намеками они насмехались над знатными римлянами и даже императорами. Но такие правители как Август, Веспасиан, Домициан, даже Тиберий и многие другие, не говоря уже о Нероне, были от них в восторге и приглашали на свои пиры, чтобы развлечь гостей.

Отдельные поджанры мимов составляли аретологи и «биологи». Первые были своего рода стендаперами, а вторые – пародистами, умели изобразить разных животных или любого из известных людей. Талант лучших «биологов» был такой силы, что за точно показанной внешней оболочкой просвечивала истинная сущность человека, и «мужчины и женщины узнавали себя, краснели и содрогались».

Мимы пережили крах Римской и Византийской империй, нашествия варваров, инквизицию и превратились в итальянскую комедию дель арте, "комедию масок"
Мимы пережили крах Римской и Византийской империй, нашествия варваров, инквизицию и превратились в итальянскую комедию дель арте, "комедию масок"

Как правило, этим проказникам все сходило с рук. Максимум, что им грозило – высылка из Рима, на большее владыки не решались, опасаясь народного возмущения. А иные принцепсы указами даже запрещали обижать артистов и «повелевали актерам и актрисам-мимам заниматься своим делом, дабы римский народ не был лишен привычных развлечений».

Умным и образованным императорам, как Марк Аврелий, оставалось только ворчать и сетовать, что мимы отвлекают людей от занятий философией.

Я могу, конечно, "убить" этот пост как не востребованный читателями, но жалко:)). Поддержите, пожалуйста:).