Найти тему
MAXIMUM Education

Итоговое сочинение 2019

Уже известны направления итогового сочинения 2019:

Отцы и дети

Мечта и реальность

Искусство и ремесло

Месть и великодушие

Доброта и жестокость

Каждый ученик получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Темы сочинений станут известны только в день экзамена.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Готовься, читай, сдавай итоговое
Готовься, читай, сдавай итоговое

Основные требования к итоговому сочинению:

  • Объём не меньше 250 слов (включая частицы, предлоги, союзы).
  • Сочинение написано самостоятельно.

Если в сочинении меньше 250 слов либо оно списано, ставится незачёт.

Критерии итогового сочинения:

1. Соответствие теме – вы не ушли от темы, ваше доказательство и вывод соотносится с тезисом.

2. Привлечение литературного материала – приведён минимум 1 литературный аргумент (русская классика, школьная программа или мировая литература)

3. Композиция и логика рассуждения – предлагаем вам работать по следующему шаблону:

4 абзаца:вступление (тезис) + аргумент 1(доказательство и микровывод) + аргумент 2 (доказательство или контраргумент) + вывод (итог рассуждений)

Если сочинение логично и есть абзацное членение – критерий засчитан.

4. Качество письменной речи – если речевые ошибки затрудняют понимание смысла прочитанного, то ставится «незачёт», если мысль ясна – «зачет».

5. Грамотность – «незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Помните, что можно пользоваться орфографическим словарём! Этот факт должен свести орфографические ошибки к минимуму!

Первые два критерия – самые важные, без них «зачёт» получить не выйдет. Минимальные требования к «зачёту»: первые два критерия + ещё один любой

Направления, темы и аргументы для декабрьского сочинения

1. Отцы и дети

Данное направление раскрывает различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляет причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Примерные темы:

  • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  • Всегда ли ценны заветы отцов?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Телеграмма» К.Г.Паустовский

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«Отцы и дети» И.С.Тургенев

«Горе от ума» А.С.Грибоедов

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Примерные темы:

  • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
  • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
  • Почему между мечтой и реальность часто пролегает пропасть?
  • Чем отличается мечта от цели?
  • Может ли осуществление мечты принести разочарование?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Крыжовник» А.П.Чехов

«Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунин

«Алые паруса» А.С.Грин

3. Искусство и ремесло

Темы данного направления дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Примерные темы:

  • Какова роль искусства в развитии человечества?
  • Чем настоящее искусство привлекает человека?
  • В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
  • В чем разница между ремеслом и искусством?

Литературные аргументы:

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков

«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин

«Слепой музыкант» В.Г.Короленко

«Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» А.П.Чехов

4. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы и на поступки других людей.

Примерные темы:

  • Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
  • Может ли мстительный человек быть счастливым?
  • Почему месть разрушает душу?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«Граф Монте-Кристо» А.Дюма

5. Доброта и жестокость

Данное направление позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Примерные темы:

  • Нужно ли быть добрым к тому, кто был жесток к тебе?
  • Доброта – это проявление силы или слабости?
  • Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
  • Можно ли оправдать жестокость?
  • Уместна ли жестокость на войне?

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж.Роулинг

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков

«Граф Монте-Кристо» А.Дюма

«Моцарт и Сальери» А.С.Пушкин

«Скрипка Ротшильда» А.П.Чехов

«Крыжовник» А.П.Чехов

Мы советуем готовиться по нескольким направлениям сразу, а не фокусироваться на каком-то одном: если попадётся сложная тема, должен быть запасной вариант. Удачи на экзамене!

Алина Косова