Я считаю Rolling Stones переоценённой группой. Я считаю Beatles переоценённой группой. Вот такой я ужасный человек. Лучшее творчество этих двух и многих других групп того времени приходится в основном на первые альбомы, когда они делали в основном каверы на рок-н-рольные хиты тех ребят, что были до них. В этом нет ничего плохого. В то время все поднимались на каверах старых песен, а один и тот же свежий трек, популярный у народа, мог выпускаться сразу тремя-четырьмя музыкантами.
Beatles потом слишком сильно ударились в эксперименты и авангардизм и делали что-то совсем невообразимое. А вот Rolling Stones – я нахожу их слишком пустыми. Серыми, на фоне всего остального музыкального безумия, которое творилось в те времена. Поэтому моё знакомство с их дискографией закончилось лет десять назад примерно на их пятом альбоме и я отправился слушать Джеймса Брауна и Джими Хендрикса. И вот буквально этой зимой я сидел на кухне и слушал своё любимое радио Джаз, цепляя один за другим приглянувшиеся мне треки. И вот среди них я вижу имя исполнителя: The Rolling Stones. Моя первая реакция была в стиле ‘да ну на хрен, быть этого не может’.
Оказалось, что ещё как может. Буквально за три дня The Rolling Stones записали один из лучших альбомов в своей истории по моему крайне авторитетному мнению. Всего 43 минуты, целиком состоящие из каверов на легендарные блюзовые треки, однако приглянулись не только мне. Blue & Lonesome выбил колоссальное количество рейтингов А и 4/5, и, как оказалось, стал первым студийным релизом группы за 10 лет.
Внутри этого релиза нас ждёт просто бесподобного качества блюзовый рок. Звучание такое плотное, что кажется ещё немного, и ты сможешь протянуть руку и потрогать музыку, льющуюся полноводной рекой из твоих колонок. Гитары, губная гармошка, клавишные, барабаны – все инструменты идут близко, крайне близко, но вместе с этим слышатся крайне отчётливо и не перекрывают друг друга, а дополняют. А поверх всего этого идёт вокал, записанный в нарочито блюзовой, слегка лоу-файной манере. Единственное исключение из этого правила – последние несколько секунд трека Just Like I Treat You, где инструменты и вокал на мгновение наползают друг на друга, но чувствуется, что это было сделано нарочно. И это работает, когда это фича, а не правило. Так нынче играют Rolling Stones? Наверное, их дискографию стоит начинать слушать с конца.
На примере трека Commit A Crime сравню кавер и оригинал, просто потому что я люблю Howlin’ Wolf’а и его манеру исполнения. Корневой мотив Rolling Stones оставили, хоть и привнесли в него пару новых нюансов. Тем не менее, основная гитарная партия узнаётся без труда. Звук обрёл более глубокий бас и в целом стал полнее, под стать остальным трекам на альбоме. Мик Джаггер несколько проигрывает в хрипоте и душевности голосу Воющего Волка, но с лихвой компенсирует это мощью своего вокала. А конец трека, уходящий в эхо, так и вообще превосходен. Так что у нас, в целом, достойный кавер, соответствующий жанру блюз-рок: чуть менее душевный, чуть более зажигательный.
На треках Everybody Knows About My Good Thing и I Can’t Quit You Baby нас посещает Эрик Клэптон. Он просто записывал свой альбом в той же студии, что и Камни, и ребята попросили его сыграть, ну и… эм… спасибо, что зашёл. Не поймите меня неправильно – Клэптон хороший блюз-гитарист, и соло в его исполнении звучат отлично, но… не более того. Нет в его исполнении чего-то такого, что заставило бы меня воскликнуть ‘Боже мой, это Эрик мать его Клэптон!’. На его месте мог оказаться любой другой хороший гитарист, и я бы и глазом не моргнул. В треке Everybody Knows About My Good Thing я вообще больше слушал пианино, которое очень мелодично выплывало с заднего плана на передний.
I Can’t Quit You Baby, наряду с Blue And Lonesome, является тем треком, на котором всё шоу захватывает Мик Джаггер. Его вокал действительно крайне разнообразен, и именно в этих песнях Мик выкладывается на все сто, дополняя свои усилия работой на губной гармошке. А ещё у нас есть Hoo Doo Blues, где голос Джаггера уходит в бас и, блин, как это здорово у него получилось. К слову, как оказалось, это первый альбом со времён Dirty Work 86-ого года, на котором Мик целиком и полностью отдаётся вокалу и гармошке и не играет на гитаре. Может, в этом их секрет? А может, в том, что это первый альбом со времён It’s Only Rock ‘n Roll 1974-ого, на котором Ричардс не прикасается к микрофону? Хотя его вокал мне всегда нравился…
В общем, не знаю, что именно изменил коллектив, но оно сработало на все сто. Помимо откровенно блюзовых и неспешных треков на пластинке присутствуют треки I Gotta Go, Ride ‘Em On Down, Hate To See You Go и Just Like I Treat You, исполненные в более быстром и живом темпе, в результате чего нас пару раз выкидывает из блюза и переносит в чистый классический рок-н-ролл. Это очень и очень приятно, как будто я вновь слушаю первые записи The Rolling Stones, которые мне так нравятся. А ещё я не могу не отметить тот факт, что трек Ride ‘Em On Down подарил нам видеоклип, в котором мы можем почти две с половиной минуты любоваться настоящей красавицей.
Я говорю про синий Ford Mustang Fastback 1968-ого года на дисках, смахивающих на Torq Thrust – о да, эта тачка просто супер сексуальная. Правда я чуть не помер со смеху от того пафосного кадра переключения передач, учитывая, что одним из первых планов нам демонстрируют абсолютно автоматическую коробку и верхней передачей идёт парковочная. И ладно бы один раз, но они повто- ладно, ладно! Уже прекращаю писать про машину, пишу дальше про музыку. Вот вам клип, к слову. Предлагаю вам самим оценить всю прелесть и изгибы линий этого прекрасного трека, всю мощь гитары, вcю силу сцепления вокала с инструментами – это чистый блюз, детка.
Из всего этого превосходства синей пластинки выбиваются лишь треки All Your Love и Little Rain, которые исполнены в замедленном темпе. И если All Your Love выбивается лишь слегка, и ему просто не особо идёт обработка электрогитарой, то Little Rain мне откровенно не понравился. На треке остались по большей части лишь гитары и вокал, и даже барабанов нет до первой минуты, и в результате вся волшебная плотность звука, присущая этой пластинке, исчезает. Между вокалом и музыкой остаётся огромное пространство пустоты, которое яростно требует, чтобы его заполнили, но… этого не происходит. Если бы я выбирал трек, который не позволил бы Blue & Lonesome дотянуть до оценки 5/5, то это был бы однозначно Little Rain.
Вот он какой, последний на данный момент альбом The Rolling Stones. Если вы – фанат группы, то, наверное, уже давно оценили его. Если же вы, как и я, долгое время не видели в их музыке ничего особенного, то быть может, самое время надеть самые голубые очки и взглянуть на их творчество под несколько иным углом.
Дружище, заходи на RockThisTown.ru, читай статьи и подписывайся на push-уведомления! Рок-н-ролльный журнал от фанатов кастом-культуры, правильного кинематографа и корневой музыки!