Глава «Роснефти» заявляет, что на топливном рынке важно сохранить рыночное ценообразование. Однако снижение цен невыгодно в первую очередь самим нефтяным компаниям.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявляет, что независимые автозаправочные станции (АЗС) в некоторых регионах страны фактически являются монополистами и заинтересованы в росте цены на топливо, приводит его интервью газета «Коммерсантъ».
«Я приведу пример одного из регионов, где у нас шесть АЗС из в целом трехсот работающих. Там ценообразование идет по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также еще десяток посредников с различными названиями, я не всех помню даже, но с тем же собственником, что и в сетях. То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети», – сказал Сечин, отметив, что тогда сделки на бирже происходят уже в интересах только этих компаний.
При этом глава «Роснефти» для примера привел еще одну региональную компанию, которая формально владеет десятком заправок. «Владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе», – подчеркнул Сечин.
О вытеснении с рынка независимых АЗС нефтяными компаниями, Сечин сказал, что «эта тенденция прослеживается во всем мире, когда сети привязаны к НПЗ». При этом он отметил, что в стране уже действует система с образовавшимися в отдельных регионах монопольными структурами с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. «И даже вертикально интегрированные компании в соответствии с антимонопольным законодательством вынуждены подстраиваться», – заявил он.
Также Сечин отметил, что на российском топливном рынке важно сохранить рыночное ценообразование и добиться его стабилизации. «На самом деле, важно сохранить рыночное ценообразование – это первое. Второе, надо как-то обсудить. Я думаю, что этот период времени, до 31 марта, будет связан с подготовкой универсальных решений, а не просто ручного управления», – сказал он.
Вместе с тем, когда речь идет о сетевых АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям, то стоит вспомнить о монополии, где цены своим заправкам диктуют уже компании конкретно в том или ином регионе, говорит эксперт Международного Финансового Центра Гайдар Гасанов.
Снижение цен невыгодно нефтяным компаниям и даже приравнивание их к уровню инфляции, поскольку тогда они несут колоссальные убытки. Ведь уменьшение получаемой прибыли, скажем, на 4 руб. с каждого литра приведет к убыткам в 150 млрд руб., отмечает эксперт.
А повышение налога на добавленную стоимость (НДС) в 2019 году с 18 до 20% резко отразится на стоимости топлива, плюс налоговые маневры сыграют свою роль. Правительство, повышая налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижая экспортные пошлины, сможет стабилизировать цены на рынке, но в итоге сравняет их с ценами в странах, у которых нет своего сырья. При этом стоит учесть, что в России цены на бензин ниже, чем в других странах мира, отмечает эксперт.
В то же время заморозка цен на бензин крайне негативно скажется на независимых АЗС, которые в свою очередь занимают порядка 62% данной отрасли. Многие из них будут вынуждены закрыться, а крупные монополисты по-прежнему будут диктовать свои цены, считает он.
Вся проблема заключается в том, что нефтяные компании получают топливо дешевле, чем независимые участники рынка. А мелкий опт, в котором цены заморожены по соглашению с правительством, становится проблематично приобрести.
Таким образом, ситуация заставляет независимые АЗС осуществлять закупки на бирже, внося при этом предоплаты, а средства на это брать в кредит, что приводит к росту цен на топливо, отмечает эксперт.
В таких условиях цена бензина может подскочить и до 80 руб. за литр, если правительство не будет использовать рычаги управления, связанные как минимум с ограничительными пошлинами на экспорт, чтобы рост цены укладывался в 5–10%.