Закреплено автором
Чебунин | путешествия и литература | жизнь в Аргентине
"Сквозь улицы Достоевского" (Музей, дом бабуси, бесконечные дворы Петербурга и многое другое под пасмурным небом).
296 · 1 год назад
Чебунин | путешествия и литература | жизнь в Аргентине
"Про уик-энд в Великом Новгороде" (Часть 1).
1,9K · 1 год назад
Чебунин | путешествия и литература | жизнь в Аргентине
"Идёт вагон, качается..." (Поездом в Казахстан).
5,1K · 1 месяц назад
Статьи
Продолжаем неспешные прогулки по главному кладбищу Буэнос-Айресе, - по Кладбищу Риколета. Вообще, Реколета, - это ещё и название района, где расположено кладбище. Один из самых престижных районов столицы. Здесь прекрасные дома, ухоженные скверы, музеи, здания университетов. Ещё в этом районе находится El Ateneo Grand Splendid, - один из самых красивых книжных магазинов в мире, который расположен в здании бывшего театра. Но там я ещё не был, поэтому покажу его в следующий раз. Пока, - кладбище. Но, сначала по поводу билетов. Да, так как это музей, сейчас туда есть "входные". Причём, только для иностранцев. У моей спутницы был "прекарий", - это такой документ, подтверждающий, что вы живёте временно в Аргентине. И по нему вход бесплатен. Как и многое в Аргентине, кстати (вообще, на эту тему надо тоже написать потом, - здесь существует некий "безусловный базовый доход" для местного населения, но не в виде выплат какой-то суммы, хотя и субсидий разных тоже много, а как раз в виде льгот, бесплатных услуг, билетов, проездов, скидок, и т.д.). Так как пока я здесь в ранге туриста, мне билет стоил около 8000 песо (это примерно 800 рублей). ... Бросилась в глаза скульптура, видимо посвященная погибшим солдатам в Аргентино-Бразильской войне (фото 1 и 2). Это конфликт 20-х годов XIX века, в результате которого сформировался и стал независимым Уругвай, - в качестве буферной зоны между воюющими государствами. Эту тему я слегка "копал", когда в прошлом году готовил лекцию про Жоржи Амаду, и потому знакомая информация выплыла из памяти, пока гуляли. Обратите внимание, на скульптуре вверху, - три флага всех трёх государств. Ну, как символ мира теперь, что ли, соседства. На Риколета находится и склеп семьи Дуарте, где главное захоронение, - это, конечно, Ева Перон. Эвита, как её называли, жена президента и практически "духовный лидер" нации в период "перонизма". Почитайте в сети, если интересно, у неё и жизнь была увлекательная, и хоронили её потом несколько раз, под множеством имён, в нескольких местах и на нескольких континентах. В общем, настоящая жизнь после смерти, не иначе. И сейчас к склепу Дуарте несут цветы поклонники Эвиты, оставляют записки. Ещё на кладбище существует "услуга аренды места". Как потом поступают, если арендную плату не внесли вовремя, я знать не хочу. Но, обратите внимание, многие захоронения доступны (фото 4, 5). Под склепами, - подвалы, куда ведут лесенки. Аргентинцы приходят навещать своих родных, хотя часть склепов выглядит уже заброшенными. А есть вариант арендовать (или выкупить) ячейку (фото 6). Как вы понимаете, кладбище действует и сейчас, чему свидетельствовали попадающиеся периодически тележки-гробовозки. Пустые, к счастью.
Это прекрасное занятие, - бродить по кладбищу. Особенно, если это кладбище, - знаменитое Кладбище Реколета в Буэнос-Айресе. Настоящий город из мрамора и камня, музей под открытым небом, собрание замечательных скульптур. Если вы бывали в Петербурге, в некрополе Александро-Невской Лавры, то это что-то подобное. Отличие, пожалуй, что в Петербурге, - могилы, в основном, и саркофаги. А здесь, в Реколета, - склепы. Большие, прекрасно сделанные склепы, образующие "улицы" этого странного, загадочного, такого красивого города. Города мёртвых. Понемногу я расскажу про самых интересных "жителей" этого города, покажу их прекрасные "дома". ... И начну я с политика Сальвадора дель Карриля, который как-то раз крепко разозлился на свою супругу Тибурсию Домингес. Из-за непомерных растрат, говорят. Перестал выделять супруге деньги, оплачивать её долги. А супруга в ответ перестала разговаривать с мужем, обиделась, значит... И не разговаривала она с ним практически 30-ть лет, до самой смерти Сальвадора. Вот это обида так обида! Но и этого срока ей показалось мало. Похоронив супруга, Тибурсия Домингес на семейном склепе возводит скульптуру мужа. А на будущее оставляет указание архитектору: себя похоронить в этом же склепе, но свой бюст установить спиной к Сальвадору. Чтоб и после смерти не общаться. Такая вот обида, знаете ли...
Разбираю завалы фотографий на компьютере. И сего будет много Карелии, - прекрасной, сумрачной, волшебной Карелии. Я был там несколько раз, в каждом из походов рождались какие-то заметки, стихи. Безумно вдохновляющее место, куда тянет возвращаться вновь и вновь! Когда-нибудь ещё, - обязательно. А пока буду рассматривать фотографии и скучать. По друзьям, пройденным вместе маршрутам, по России и другом времени, в котором жили.
Я впервые увидел океан. Южную Атлантику. Безграничную и безмерную громаду, что тянется на половину земного шара. Сказать, что полон эмоций, - это ничего не сказать. Сейчас, конечно, не совсем сезон, - в южном полушарии наступает зима. И небольшой прибрежный аргентинский городок Мар-дель-Плата, куда мы приехали на выходные, - тих, практически пуст и гол. Голые набережные, со случайными прохожими (в основном из местных), голые деревья, покачивающие ветками. Ветер. И гул океана, что доносится непрерывно, как слабо шипящее радио, которое перестало ловить сигнал. На парапете, на скамейках можно встретить местных (или немногочисленных туристов?), что сидят лицом к океану, неспешно заваривают мате, курят. Тихо общаются или молча всматриваются вдаль. Туда, где вода тянется практически на половину земного шара, и до ближайшей земли неблизко. Что думают люди в этот момент, что чувствуют? В небольшой гавани толпятся рыболовные суда, катера и яхточки. Непогода и холода загнали корабли в бухту. На бетонном спуске к воде морские львы, на потеху немногочисленным зрителям, жмутся друг к другу, греются, почесываются смешно и нелепо. Иногда поругиваются, оглашая воздух рыком, воистину львиным. Видать кто-то отдавил кому-то бок. Хорошо в Мар-дель-Плате. Пусть и гол, неуютен немного город. Зябнут под небом его улицы. Но океан, - вот что стоит любых неудобств и любой погоды. Тянется безгранично и безмерно, и взгляда мне не отвести...
"Как чищу овощи за 12-ть баксов в смену, рассказываю коллегам про Бурятию и езжу в школу по вечерам".
Буэнос-Айрес просыпается довольно рано. Ну, во всяком случае, если за окном не выходной день, не праздник и не объявили очередной забастовки. Если всё это - мимо, то уже часов в семь утра я слышу, как начинают возиться рабочие на строящемся, неподалёку от дома, объекте. Вжик-вжик, вжиу-вжиу, и так до полудня, наверное. Ну а потом с обеда и до темноты. День аргентинцы заканчивают тоже очень поздно, ужинают - практически в ночи. Так когда ж они отдыхать успевают, думается? А днём, друзья. Днём. Обед, - вот главное событие дня в Аргентине...
"А медвежонок топ-топ-топ..."
Сегодня тема будет весёлая, задорная и чуток неуклюжая🐻 Есть у меня постоянный спутник моих походов и поездок. Маленький, забавный и чертовски фотогеничный 🙃 Был когда-то детской моей игрушкой (чего я совершенно не помню), потом пропал с горизонта, и объявился среди вещей году в 16-м. С тех пор, неуклюже переваливаясь, он истоптал практически половину континента в походах, пожил в Петербурге и Москве, а теперь перебрался и в Аргентину. И усиленно учит испанский, надо же ему общаться с местными медведями (если таковые есть) 🙃 ...
Аргентинский художник 40-70-х гг. Хорхе де ла Вега. Еще одна новая любовь  Его работы я впервые увидел в MALBA, музее латиноамериканского искусства. И вот недавно был в Национальном музее изящных искусств (о нём напишу на днях), и там тоже много работ Хорхе. Очень крутых! ... Как и художница Варо Ремедиос, о которой писал ранее, Хорхе де ла Вега стал одним из важнейших представителей латиноамериканской художественной культуры XX века. Они оба состоялись и умерли относительно молодыми, их работы сейчас находятся в лучших коллекциях и музеях. И если Варо Ремедиос была испанкой, волею судьбы покинувшей Европу и перебравшейся в Латинскую Америку, то Хорхе де ла Вега родом из Аргентины. Родившись в Буэнос-Айресе, он начал свою карьеру с изучения архитектуры, но вскоре увлёкся живописью и стал самоучкой в этой области. В 1960-е годы де ла Вега стал одним из основателей движения "Новая фигурация" (Otra Figuración), которое он создал вместе с Луисом Фелипе Ноэ, Ромуло Маччо и Эрнесто Диерой. Вместе они переехали в Париж, где черпали вдохновение в европейском искусстве и философии. Их работы отличались яркими красками и экспрессивными формами, которые стремились передать психологическое состояние человека, а не просто изображать его внешность. ... В картинах Хорхе де ла Вега — трансформация человеческого в условиях постоянно меняющегося мира. Его произведения периода "Бестиарий" наполнены необычными, звероподобными существами, созданными с помощью коллажа и ассамбляжа. В середине 1960-х годов де ла Вега переехал в Нью-Йорк, где испытал влияние поп-арта. Он начал включать образы из массовой культуры в свои работы, критикуя потребительское общество. В это же время де ла Вега обратился к музыке, став популярным певцом и автором остросоциальных песен. Хорхе де ла Вега оставил после себя наследие, которое продолжает вдохновлять и восхищать. Его картины — безумство. Очень цепляющее тебя безумство. Я не очень люблю абстракционизм и сюрреализм, слабо в них разбираюсь. Но есть работы, перед которыми ты стоишь — и они трогают тебя своей иррациональностью, — и что-то глубинное в тебе откликается в ответ. Это что-то по Юнгу, не иначе. Вот с работами Хорхе именно так.
"Обращаться за силой и верой" (К дню рождения Юрия Шевчука).
Мне было пятнадцать, когда к нам в Улан-Удэ Шевчук и его команда привезли альбом "Иначе". ДДТ до той поры я слушал, но куда меньше, чем, например, Цоя или Кинчева. Просто знал и любил отдельные песни, особо не выделяя группу из массива русского рока, на который плотно так подсел в старшей школе. Но потом у них случился альбом "Иначе", с которым ДДТ проехали всю страну. К нам, если верно помню, они приехали весной, в 12-м. И этот концерт сделал Юрия Шевчука моим любимым поэтом современности. После концерта я вышел охрипший и счастливый...
"Я буду долго гнать велосипед..." (Про языковую школу, писательский клуб и прочее, наполняющее меня жизнью).
Буэнос-Айрес - город большой, больше трёх миллионов человек, если верить Википедии. И конечно, имеется и метро, и автобусы, и надземные электрички, бегающие по городу (скорее, над городом, - по мостам). Тут есть такси, даже мототакси (если ты один и не боишься скорости, то спокойно можешь добраться куда нужно на мотоцикле). Но самый прекрасный способ перемещения по Байресу, как по мне, - это велосипед. Тем более, что в столице Аргентины есть всё, чтобы езда на велосипеде была комфортной, удобной...
Дождливо сегодня, и по-осеннему зябко, пасмурно. Улицы Буэнос-Айреса почти пустые, выходной, и лишний раз выходить из дому никто не хочет. В такие дни одно удовольствие гнать на велосипеде, благо что в Байресе дорожки тянутся практически сквозь весь город. И можно ехать себе, рассматривая город, почти никого не встречая. Que bien. Как хорошо. Как хорошо жить.
Пару недель назад я уже писал про музей Латиноамериканского Искусства - MALBA, - в Буэнос-Айресе. Среди множества интересных работ, меня очень впечатлила картина испанской художницы Варо Ремедиос "Гармония". Первые мысли у меня - это "Игра в бисер" Германа Гессе. Ну, может быть. Картина написана в 1956-м году и, чисто теоретически, Гессе мог быть одним из источников вдохновения (роман - 1942-го). Но и без Гессе художнице хватало тех, кем можно вдохновляться. ... У неё очень интересная биография. Она родилась в 1908-м году, училась в Испании и успела познакомиться, во время обучения в Мадриде, с Лоркой и Сальвадором Дали. Она входит в число первых художников-сюрреалистов Испании, но всерьёз её работы не воспринимают довольно долго - на тот момент сюрреалистами являются, как правило, мужчины. Да и в целом, Испания Франко - мужецентричное государство (да как и мир тогда). Именно от Франко художница и сбегает во Францию, а позже, когда фашизм приходит и туда, - в Мексику. И именно в Мексике Варо Ремедиос становится звездой. Она много пишет, знакомится с Фридой Кало, работает вместе с Марком Шагалом над костюмами для балета "Алеко". И трагически умирает в пятьдесят с небольшим от инфаркта. О ней очень много написано в сети, почитайте, интересная судьба, - и ещё интереснее творчество. Полистайте её картины. ... Картина "Гармония" - просто сумасшедшая для восприятия. Очень многослойная, очень интересная. И воздушная. Это надо же так писать, чтобы уметь изобразить воздух, сон, бессознательное. У художницы этих тем в творчестве всегда будет с избытком. Эту картину продали на аукционе за 6 с лишним миллионов долларов в аукционном доме Sotheby’s (да, это там, где когда-то самоуничтожилась картина Бенкси). В MALBA же "Гармонию" выставили в рамках выставки "Третий глаз", - там много ещё очаровательных работ, потихоньку буду рассказывать. #аргентина #вароремедиос #буэносайрес #южнаяамерика #латинскаяамерика #искусство #музей #художники 
Видео