3,5K подписчиков

Запреты: голливудское кино снова переедет в полуподпольные "видеосалоны"

Российские киносети, столкнувшись с дефицитом официального доступного иностранного контента, могут вернуться к практике “частных видеосалонов”: формату популярному в 90-е годы. Это может позволить сохранить выручку на прежнем уровне, который оценивается в 40 млрд рублей ежегодно.

Российский зритель любит смотреть западное кино, официальный показ которого запрещен западными компаниями с начала СВО. Кинотеатры частично выходили из положения, организовав так называемое “предсеансное обслуживание”, когда перед отечественными короткометражками крутили кассовые голливудские картины. Фактически это была демонстрация “пиратского контента”, но первое время власти и мейджоры к этому формату относились с пониманием.

Запрет показа пиратского контента

Однако в середине апреля 2024 года кинопрокатчики запретили кинотеатрам показывать пиратский контент, пригрозив не давать доступа к легальным кинофильмам, пишет РБК. Речь идет в первую очередь о российском кино, производство которого набирает обороты. Ежегодно в стране снимают порядка сотни фильмов для кинопроката, 120-150 телефильмов и 150-200 сериалов, посчитали в НИУ ВШЭ.

Участники рынка считают эти объемы недостаточными, чтобы полностью заменить ушедшее голливудское кино и спасти кинобизнес от разорения. АНО «Центр развития креативных индустрий» и Союз торговых центров ранее обратились в Правительство РФ с предложением поддержать выпуск 550 отечественных кинокартин до 2030 года с общим бюджетом около 200 млрд рублей.

Миллиардные убытки киносетей

Евгений Сафронов, гендиректор InterMedia, считает, что, несмотря на усилия российской киноиндустрии, население хочет и “всегда будет хотеть” смотреть голливудские фильмы. Поэтому, по его мнению, которое он высказал BFM.ru, не исключен возврат киносалонов, в которых в 1990-е годы крутили исключительно пиратское голливудское кино. Это может встретить возражения Минкульта РФ, представители которого в начале 2024 года заявляли о плане разработки законопроекта, запрещающего показ в кинотеатрах “пиратских” копий фильмов. Представители кинотеатров ответили тогда, что их деятельность не относится к компетенции Минкульта.

Ведь речь идет о спасении индустрии,
которая в лучшие времена ежегодно генерировала более 40,7 млрд рублей выручки (2021 год). После начала СВО из России ушли крупные международные мейджоры, что привело к снижению кассовых сборов на 41,9% - до 23,7 млрд рублей. Это не только потерянная прибыль компаний, но и падение налоговых сборов, а также сокращение рабочих мест: в 2022 году в России закрылся 91 кинотеатр, сообщили тогда “Коммерсанту” в Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК).

Ведущие российские киносети в 2022 году показали миллиардные убытки, подсчитал РБК. Например, сеть КАРО - снижение выручки на 41,8% (убыток в 1,3 млрд рублей). Сеть “Киномакс” снизила сборы на 46,6% (до 2 млрд рублей), убыток составил около 1 млрд рублей.

По версии Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино) 2023 году ситуация несколько исправилась. Общая выручка кинопроката в России составили почти 39 млрд рублей, из которых 72% пришлось на отечественные фильмы. Их посещаемость по сравнению с 2021 годом возросла более чем вдвое: с 39,7 млн до 91 млн.

Голливудское кино востребовано

Вместе с тем, по оценке Евгения Сафронова, гендиректора InterMedia, недостаток голливудских кинофильмов неизбежно приведет к потере минимум 10-15% кассовых сборов, а это порядка 4-5 млрд рублей.
Кроме того, производство отечественных популярных фильмов еще не вышло на “промышленный уровень”, сборы дают лишь отдельные проекты. У кинотеатров России “на полках” нет блокбастеров, уже проверенных мировым прокатом. Это чревато периодическими провалами в выручке, кассовыми разрывами, невозможностью вовремя оплачивать кредиты, аренду, лицензии и т.д.

В таких условиях киносетям нужно найти компромисс и договориться с законодателями о поиске формы показа в РФ “нелицензионного” контента. Запрещающие его правила разрабатывались в эпоху глобализации рынков и необходимости соблюдения международного авторского права.

Возможно, в современных реалиях можно будет найти законный именно в России способ демонстрации контента, произведенного в недружественных странах. Если не на большом экране в залах на сотни зрителей, то, например, в небольших видеокафе или салонах. Ведь речь может идти о сборах в 3-4 млрд рублей ежегодно, а также о новых рабочих местах и мультипликативном эффекте от этой новой “индустрии кинопоказа”.

Еще больше интересный статей на сайте dopross.ru

Российские киносети, столкнувшись с дефицитом официального доступного иностранного контента, могут вернуться к практике “частных видеосалонов”: формату популярному в 90-е годы.