3,5K подписчиков

Что такое Раджа-йога ("царская" йога)

568 прочитали
Раджа-йога это «царская» йога. Надо сразу сказать, что деление йоги на направления, это всё равно, что слона разделить на части и при этом хотеть, чтобы он был живой. Объясню, почему.

Раджа-йога это «царская» йога.

Надо сразу сказать, что деление йоги на направления, это всё равно, что слона разделить на части и при этом хотеть, чтобы он был живой. Объясню, почему.

Йога делится на восемь ступней, подробно я написал об этом в другой статье. Раджу-йогу обычно относят к последним четырём ступеням, а хатху-йогу к первым четырём, но это не совсем корректно. Зачастую раджу-йогу соотносят сразу со всеми ступенями.

Цель хатха-йоги такая же, как и раджа йоги - достижение освобождения, высших ступеней самадхи, так пишут в древних текстах. Хотя, может, современные хатха-йоги об этом не знают ))

Для того, чтобы перейти к практике последних четырёх ступеней, необходимо очистить свой ум и тело на первых ступенях, а иначе ум и тело не будут готовы к раджа-йоге.

Чтобы работать со своим сознанием, умом и добиться его полного отключения, необходимы нравственная и духовная чистота, расслабленная и устойчивая поза (асана), уметь успокоить дыхание и энергию, стать отрешенным, сконцентрированным и затем выйти за пределы мышления и полностью добиться остановки колебаний сознания, соединившись с Вечным Единым Богом за пределами трёх гун, за пределами связки познающий-познаваемое-знание.

На высших ступенях самадхи отсутствуют объекты концентрации и познания, это единение с единым полем сознания-энергии, которое есть всё и одновременно ничто (нирбиджа).

Цель раджа-йоги это цель йоги в принципе - очищение от кармы и достижения мокши («освобождения», санскр.) или нирваны.

Достаточно овладеть одной позой для работы с умом (сидячая поза).

Интересно, что в некоторых сохранившихся древних трактатах по хатха-йоге рекомендуют овладеть всего небольшим количеством поз.

В «Хатха Йога Прадипика» приводится перечень из 11 асан для укрепления тела, и 4 медитативных асаны.

Сейчас идут споры, откуда появилось так много асан, их известно несколько тысяч.

В трактате "Горакша Сатарка" написано: "Шива говорил о 8 400 000 Асанах и только он знал их. Из этого числа он отобрал 84. Из всех их были отобраны две" (Сиддхасана и Падмасана).

В общем, происхождение многих асан окутано тайной, но, если Шива их знал так много, то почему бы им и не появиться на физическом плане сейчас. Многие Гуру преподают асаны, которых нет ни в каких трактатах.

Хорошо ли это, знать и практиковать много поз или достаточно овладеть одной? Наверное, лучше всего золотая середина. Работая с телом, растяжкой мы вносим весомый вклад в очищение энергетических каналов, успокоение ума, развитие концентрации, так необходимые раджа-йогу.

Подытожим. Йога едина и цель у всех разновидностей йоги одна, но кто-то делает акцент больше на работу с телом (хатха-йога), а кто-то с умом (раджа-йога).

Давайте всё-таки поговорим отдельно о раджа-йоге с точки зрения последних четырёх ступеней.

Здесь идёт последовательная практика наработки определённых качеств и состояний.

Пратьяхара - отделение ума от чувств, отрешённость.

Дхарана - сосредоточение, концентрация, такой степени, что в уме остаётся один объект, а все посторонние мысли уходят. Это очень мощная концентрация.

Дхиана - если концентрация на одном объекте длится некоторое время, то мы выходим в медитацию, в энерго-информационное поле, скрытое за формой предмета, познаём его скрытые смыслы и суть.

Самадхи - осознание своей истинной природы и объекта, которое суть одно. Наступает следующим этапом за дхианой (медитацией) при более полной остановке колебаний ума.

Существует много ступеней самадхи. Уже на первой ступени чувствуется блаженство, единение и большое воодушевление, но сознание ещё не полностью очищено от впечатлений. Чем выше ступень, тем все впечатления и самоосознание слабеет и наступает самадхи без семени (нирбиджа). Об этом мы уже говорили. Можно выделить две, три ступени самадхи, можно девять и даже больше при более тонком изучении вопроса. Это уже для продвинутых йогов!

Практиковать высшие четыре ступени йоги можно, сидя на коврике, а можно просто в повседневной жизни, нарабатывая в любой ситуации отрешённость, концентрацию, тотальное вовлечение сознания в процесс. Вообще йогой, честно говоря, не занимаются, ей живут, используя каждое мгновение своей жизни.

Раджа-йога включает в себя остальные виды йоги, но одновременно и стоит в стороне от них, побуждая ум избегать сосредоточения на различных практиках, которые могут привести к фиксации ума на различных объектах.

С другой стороны, какая разница, на чём концентрироваться, если для того, чтобы выйти за пределы мышления, все равно надо сначала на чём-то сконцентрироваться.

Патанджали рекомендует при выполнении асан концентрироваться на Беспредельном, что я сам очень люблю делать. Тогда, занимая любую позу, испытываешь блаженство и хорошо расслабляешься, сознание расширяется и выходит за пределы объектов.

Раджа-йог за счёт развития дисциплины ума, отрешенности как бы разъединяет свой ум от всех объектов, погружаясь в реальность своего высшего Я, которое находится за пределами форм и всех известных смыслов.

Этот путь долгий и непростой, т.к. человек живёт обычно разными желаниями и стремлениями, которые составляют его жизнь и отождествляется со своим умом и чувствами.

Вход в самадхи на более высоких ступенях, это как смерть для нашего эго. Это очень ошеломительно, и чтобы это выдержать, нужна очень большая подготовка тела и ума, развитие многих качеств, не привязанность ко всему.

К этому люди идут много жизней. Для начала, конечно, должно появиться желание к этому прийти, а дальше уже дело техники и усилий. Такое желание приходит к людям, которые уже прожили не одну жизнь и не обрели счастья в обладании материальными вещами, поняли, что есть что-то ещё, стоящее за всем этим, некая высшая реальность, энергия, сознание, "отработали" многие свои желания и страсти.

Пять немощей (омрачений ума), которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это:

  • Авидья (невежество)
  • Асмита (эгоизм)
  • Рага (симпатии)
  • Двеша (антипатии)
  • Абхинивеша (привязанность к материальной жизни).

Раджа-йога это больше про работу со своим умом и выход за его пределы для слияния с высшим Я.

Когда работаешь со своим умом, пытаясь его остановить, надо избегать борьбы, усилий и внутреннего насилия.

«Необходимо избегать борьбы с умом во время медитации, так же как и усиленных попыток сосредоточить ум. Когда приходят нежелательные мысли, советуется не сопротивляться им и не пытаться побороть их с помощью силы воли, так как это вовлекает ум в нежелательную деятельность и приводит к потере энергии. Чем больше мы прилагаем усилий чтобы побороть материальные мысли, тем сильнее и сильнее они становятся, атакуя вновь и вновь. Поэтому рекомендуется просто оставаться безразличным свидетелем и пытаться заменить материальные мысли духовными, таким образом вовлекая ум в положительную деятельность. Важную роль в практике медитации также играет регулярность». (Википедия)

Дам одну технику. Она проста и непроста одновременно.

Делаем в расслабленной позе, чтобы ничего не отвлекало. Сосредоточьте своё сознание на себе и своей ауре и спросите себя: «Что я думаю сейчас?». Далее наблюдайте и осознавайте, какие мысли (зачастую даже подсознательные) владеют вашим умом. Оставаясь в состоянии отрешённого наблюдателя, во-первых, дайте этим мыслям полностью проявиться, приняв их и осознав, а потом просто отпустите их, оставаясь безмолвным свидетелем. Далее опять спрашиваем себя: «Что я думаю сейчас?» и действуем по описанной схеме. Если вам удастся немного задержаться в состоянии безмолвия, осознавая себя наблюдателем, то перед внутренним взором начнёт появляться свет и становиться очень приятно (блаженство). Постарайтесь сознанием войти в этот свет и там оставаться. Если у вас это получится, то состояние блаженства будет нарастать, а все мысли, которые будут стараться атаковать ваше сознание, будут разбиваться об этот свет, сгорать, как светлячки, летящие на огонь. В дальнейшем можно будет уже просто вызывать этот свет и туда погружаться. В итоге вы научитесь погружаться в своё высшее Я, т.е. осознавать себя им и будут приходить глубокие озарения от вашего Духа и Души.

Всех благ! Да прибудет с вами свет Изначального )

Школа "Свет осознанности".